История праздника ид аль адха. Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику, его семье, и тем, кто следует по его пути до Судного Дня.

Ид аль-Фитр происходит в конце месяца Рамадан, в первый день 10-го месяца исламского лунного календаря. Это — один из двух главных праздников ислама и отмечается всеми мусульманами во всем мире. После нескольких дней и ночей преданности, поклонения, дней поста, ночных молитв, наступление Ид аль-Фитр дает нам повод того, чтобы быть переполнеными радостью и счастьем. Духовно подзарядившись во время благословенного месяца Рамадан, мусульмане получают стойкость встречать проблемы жизни с сердцами, полными веры и душой, которая наполнена решимостью и силой. Это день, который подводит итог уникального исламского взгляда на жизнь: жизнь, которая сосредотачивается вокруг Всевышнего Аллаха и ставит под контроль свои удовольствия. Это день благодарности и благодарения, духовного обмена и единства, радости и счастья. Мы хотим предложить Вам информацию о значении данного праздника для каждого мусульманина, а также какой этикет и правила присущи этому особенному дню.

Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Значение праздника (видео)

Значение Ид аль-Фитр

Ид аль-Фитр является днем блага и благословения для всех постящихся мусульман, так как им обещана большая награда от Всевышнего Аллаха для всех, кто правильно соблюдал пост. По окончанию Рамадана мусульмане выражают свою благодарность Аллаху, который позволил им соблюдать пост, и в то же время, предоставил им изобилие в течение этого благословенного месяца. Ид аль-Фитр, следовательно, это — день радости, актов поклонения, благодарения Аллаха, сотрудничества, солидарности, братства, единства и духовности. Во время месяца Рамадан, Аллах дает нам испытание. В конце месяца приходит большое чувство удовлетворения, приближения к Всевышнему. Это — радость духовной реализации. Это — время для празднования, а не время для того, чтобы заниматься оскорблениями, использовать других или отвлекаться от достижений месяца Рамадан. Это — день настоящего счастья и радости.

Когда Абу Бакр (да будет Аллах доволен им Аллах) вошел в дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в день Ид, он обнаружил двух молодых девушек, которые играли музыку и пели. Абу Бакр (да будет Аллах доволен им Аллах) спросил их:

«Почему вы делаете это в доме Пророка?» Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакру (да будет Аллах доволен им), чтобы он оставил их, так как Ид аль-Фитр — это день веселья и радости.

Для нас важно, чтобы наша молодежь и наши соседи понимали, что наша религия не является обременительной, скучной и не находится только в области запретов. Мы должны показать, что Ислам — это путь умеренности, терпимости и красоты, а также обмена радостью в соответствующие моменты.

Празднование Ид аль-Фитр начинается рано утром с коллективного поклонения. Это действо проходит, как правило, на большом открытом месте в котором. После молитвы лидер молитвы (имам) читает короткую проповедь и люди начинают приветствовать друг друга. Остальная часть церемонии, как правило, проводятся в частном порядке с семьей и друзьями.

Значение Ид аль-Фитр заключается в том, что это день благодарения Аллаху за предоставленную возможность мусульманам пользоваться и наслаждаться благословениями месяца Рамадан.

Правила Ид аль-Фитр

  1. Пост в день Ид аль-Фитр — это харам (запрещеное действие). Это следует из хадиса Абу Саида аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором он заявил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) запретил соблюдать пост в следующие два дня: в день Разговения и в день Жертвоприношения» (Муслим)
  2. Праздничная молитва. Некоторые из ученых ханафитского мазхаба заявляют, что праздничная молитва являются ваджиб (обязательной). Некоторые ученые ханбалитского мазхаба говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (достаточный для исполнения некоторыми мусульманами, в то время как другие освобождаются от ответственности за невыполнение предписания). Третья группа (маликитский и шафиитский мазхаб) говорит, что молитва Ид — это Сунна Муаккада (Сунна, которую постоянно выполнял пророк).
  3. Отсутствие дополнительных молитв до либо после молитвы Ид. Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал день Ид с молитвы в два ракята, без дополнительных молитв до или после. Это тот случай, если молитва совершается на открытом месте. Однако, если люди совершают праздничную молитву в мечети, то они должны совершить еще два ракята молитвы Тахият Аль-Масджид (молитва приветствия мечети).
  4. Посещение праздничной молитвы женщинами. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие Ид молитве и сотрудничать друг с другом в благочестии и богобоязненности. Во время менструации женщина не должна бросать поминание Аллаха или оставлять места поиска знаний и поминания Аллаха. Однако, следует отдаляться от места совершения молитвы в этот период. Безусловно, женщины не должны выходить на улицу без хиджаба.

Этикет Ид аль-Фитр

1. Гусль (большое омовение). Одной из хороших манер мусульманина на Ид аль-фитр, состоит в том, чтобы принять ванну, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной на Ид аль-Фитр: посетить праздничную молитву, принять ванну, поесть перед выходом на улицу».

2. Завтрак перед тем, как отправиться на молитву. Не стоит выходить на праздничную молитву перед едой. Согласно хадису Аль-Бухари, которому передал Анаса ибн Малика, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил утром на празднование Ид аль-Фитр, пока он не съел несколько фиников нечетного числа». С другой стороны, на Ид аль-Адха, рекомендуется) не принимать пищу, пока не закончится молитва. После этого следует есть мясо жертвенного животного.

3. Такбир в день Ид аль-Фитр. Это одна из великих сунн праздничного дня. Аль-Даракутни и другие передавали, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он постоянно произносил такбир, пока не достигал места молитвы и он продолжал произносить его, пока не пришел имам.

4. Поздравления друг друга. Люди могут обмениваться праздничными поздравлениями в любой форме. Например, они могут сказать друг другу «ТакабалЛаху миннаа уа минкум!» (да примет Аллах от нас и от вас наши добрые дела). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «ТакабалЛаху миннаа уа минкум!» (Ибн Хаджар)

5. Ношение лучшей одежды. Джабир (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одевал джубба (плащ), который он носил на Ид аль-Фитр и по пятницам». Аль-Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, так что мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.

6. Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы. Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), использовал разные маршруты в день Ид, для того, чтобы попасть на молитву Ид и вернуться с нее. (Аль-Бухари)

Рамадан подошел к концу. На наших глазах слезы и наши сердца полны печали из-за окончания Рамадана — месяца Корана, месяца милосердия, месяца единения, месяца прощения, месяца свободы от огня. Тем не менее, мы должны продолжать делать добрые дела и после Рамадана так как Господь Рамадана является Господом всего года.

Соте из печени, стейк на углях, телячьи отбивные на гриле, ребрышки, баранина тушеная, плов с говядиной, люля-кебаб, баранина жареная – этими и многими другими блюдами уставлены столы многих мусульман во второй праздник исламского календаря Ид аль-Адха, или Праздник жертвоприношения.

Однако этот праздник имеет гораздо более глубокий духовный и символический смысл, чем чисто внешние проявления трехдневного пиршества мясного изобилия, которое происходит каждый год по окончании хаджа.

Превосходство Дня жертвоприношения

День жертвоприношения приходится на 10-й день зуль-хиджа. По-арабски он называется «яум аль-нахр», это название особенно распространено среди хаджи, отмечающих праздник в Саудовской Аравии.

10-й день зуль-хиджа обладает многими достоинствами и является важнейшим днем хаджа.

Передается, что Ибн Умар сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал между джамарат (столбами, символизирующими шайтана) в День Жертвоприношения во время хаджа и сказал: “Это величайший День хаджа”» (Ибн Маджа).

Этот день – величайший день года для всех мусульман мира, независимо от того, совершали они хадж или нет.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Величайшим днем пред Аллахом является День Жертвоприношения» (Абу Дауд).

10-е зуль-хиджа – поистине великий день для хаджи, потому что в этот день они совершают множество уникальных и редких благих дел, и это продолжается еще три дня, если из-за столпотворения они не успели завершить их 10-го числа.

Что же это за благие дела? Это бросание камней в джамарат, заклание жертвенного животного, бритье головы мужчинами и подрезание волос женщинами, таваф аль-ифада (особый обход Каабы, который составляет один из главных столпов хаджа), за которым следует ритуал сай (бег между холмами Сава и Марва). И, наконец, после всех этих священных и символических ритуалов паломник совершает гусль и выходит из состояния ихрам, что означает конец всех ограничений, кроме запрета на половые отношения.

Все эти важные ритуалы паломники начинают выполнять 10-го зуль-хиджа и заканчивают утром 13-го зуль-хиджа.

Где бы ни находился мусульманин с 10-го по 13-е зуль-хиджа – в Мекке или где-нибудь еще – для него это совершенно особенные дни поминания и поклонения Всевышнему.

Это дни радости и празднества, на котором все яства и питье благословлены Господом, и одновременно это дни непрестанного восхваления Аллаха.

Пророк сказал:

«День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни праздников, о мусульмане, дни еды и питья» (Абу Дауд).

Первой пищей с утра должно быть мясо жертвенного животного

Праздничный намаз в день Ид аль-Адха такой же, как и в праздник Ид аль-Фитр. Рано утром после фаджра семья совершает гусль (полное омовение), наряжается и идет к месту праздничного намаза, читая по дороге такбир.

Однако этот праздник имеет одно отличие, почему и называется величайшим из двух праздников. Это отличие заключается в заклании жертвенного животного после праздничного намаза.

Абдалла ибн Бурайда сказал:

«Пророк (мир ему и благословение) не выходил на молитву Разговения, не поев, и не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения, пока не возвращался, после чего ел из своего жертвоприношения» (Тирмизи).

Хотя с Дня жертвоприношения начинаются праздничные дни, когда Пророк (мир ему и благословение) велел пить и есть, сунна Пророка в том, чтобы с утра в этот день ничего не есть ни до, ни после праздничного намаза, а первой пищей, съеденной в этот день, должно быть приготовленное мясо жертвенного животного.

Это значит, что в день Ид аль-Адха тот, кто хочет исполнить сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) касательно этого дня, чтобы получить дополнительную награду, не должен ничего вкушать до тех пор, пока после праздничного намаза не будет принесена жертва и ее мясо приготовлено (обычно раньше всего готовят печень).

Из всех дел в День аль-нахр больше всего Аллах любит жертвоприношение

Чем скорее будет заколото жертвенное животное утром 10-го зуль-хиджа после праздничного намаза, тем больше награда. Однако жертву дозволено принести в любой день 10, 11, 12 и 13 числа месяца зуль-хиджа.

В наше время очень часто можно наблюдать, что люди, в том числе мусульмане, с отвращением отворачиваются при виде крови и сырого мяса, которые часто можно встретить на улицах в дни Ид аль-Адха в мусульманских странах, где ритуал жертвоприношения совершается открыто в общественных местах.

Иногда мусульмане прямо отказываются есть такое мясо, потому что оно якобы как-то не так пахнет или неприятно на вкус. Некоторые идут еще дальше и называют все это напрасной тратой времени, средств и сил.

Да убережет нас Аллах от подобных мыслей и действий!

Искренне верующему ни в коем случае не подобает проявлять такое пренебрежение к ритуалу, совершать который после молитвы нам предписал Сам Господь, причем ритуал этот должен сопровождаться радостью и энтузиазмом.

«Так соверши же молитву Господу твоему и заколи » (Коран, 108:2).

Употребление мяса в пищу и его раздача

В Коране Аллах также приказал мусульманам есть мясо от их жертвы и кормить им других:

«Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!» (Коран, 22:28)

«…ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Коран, 22:36)

Передано от Аиши, что Пророк (мир ему и благословение) сказал насчет мяса жертвенного животного:

«…ешьте, раздавайте как подаяние и запасайте» (Ан-Насаи).

При жизни Пророка исключение из этого правила было допущено только в один год. Тогда он велел мусульманам хранить мясо жертвенного животного не дольше трех дней, а потом раздать то, что останется, бедным и голодным.

Абис бин Рабиа рассказал, что когда-то он спросил у Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Запрещал ли Пророк есть мясо жертвенных животных более трех дней?» Она ответила: «Он сделал это лишь в год, когда люди голодали, желая, чтобы богатые кормили бедных. Но потом бывало, что мы хранили даже баранью ногу, чтобы съесть через пятнадцать дней. «Почему вы так делали?», - спросил он. Она усмехнулась и сказала: «Не бывало трех дней кряду, когда семья Мухаммада ела досыта пшеничный хлеб с похлебкой, и так до его встречи с Аллахом» (Бухари).

Эти хадисы доказывают, что Пророк поощрял мусульман к тому, чтобы есть мясо, но у него самого в обычной жизни оно нечасто было на столе. Для нас это должно быть уроком того, что употребляя в пищу мясо, нельзя допускать излишеств.

Эти хадисы также свидетельствуют о мудрости распоряжений Пророка (мир ему и благословение), когда в один тяжелый год он велел не беречь мясо жертвенного животного дольше трех дней, а кормить им бедных и нуждающихся.

Он хотел, чтобы в трудное время милостыня и братская любовь помогли страждущим, чтобы в год, когда большая часть общины голодает, пища беспрепятственно распространялась среди мусульман подобно тому, как кровь, проходя через все тело, помогает поддерживать его силы.

Нубайша передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Чтобы каждому досталась доля, мы запретили вам есть мясо жертвенных животных более трех дней. Теперь Аллах даровал вам изобилие. Досыта ешьте жертвенное мясо, отделите часть для себя, часть раздайте, ожидая награду от Аллаха. Знайте, в эти праздничные дни надо вдоволь есть, пить и поминать Аллаха» (Абу Дауд).

Таким образом, мусульманам следует от чистого сердца делиться жертвенным мясом с другими: родными, соседями, малоимущими, нуждающимися. Это усиливает узы любви и братства в общине. Также разрешается хранить мясо в холодильнике для собственного употребления.

Вывод

День жертвоприношения - Ид аль-Адха - мусульмане празднуют 10-го зуль-хиджа. Этот праздник показывает правильное и гуманное отношение к животным, которых Аллах дозволил нам употреблять в пищу. Мы приносим их в жертву ради удовольствия Аллаха в память о жертве, принесенной Пророком Ибрагимом по велению Аллаха, и используем их мясо, кости и шкуры рационально и дозволенным образом, а также делимся ими с другими.

В мире, где люди в отношении к животным впадают в две крайности – либо полностью отказываясь употреблять их мясо в пищу, либо безжалостно убивая их варварскими методами, чтобы воспользоваться ими ради наживы – ислам предлагает самый уравновешенный и целесообразный подход.

Поэтому, подчиняясь заповедям Аллаха и наставлениям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), насладимся предстоящим Праздником жертвоприношения и посвятим эти три дня поминанию Аллаха во время праздничного намаза и заклания животных, провозглашая Его величие и радуясь завершению великой обязанности хаджа нашими братьями-паломниками в Мекке.

Пришло от Сподвижников – да будет доволем ими Аллах – то что поздравляли друг друга с праздником и говорили:»تقبل الله منا و منكم » – «такаббаля Ллаху минна уа минкум» (да примет Аллах у вас и нас)…

Передается от Джубейра ибн Нуфейр то что он сказал:

«Сподвижники Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- если встречались (или когда встречались) в день аль-ид говорили друг другу:

تقبل الله منا و منكم – такаббаля Ллаху минна уа минкум (да примет Аллах у вас и нас)…»

Сказал аль-Хафиз (ибн Хаджар) : «иснад этого сообщения хороший.»

Сказал имам Ахмад – да смилуется над ним Аллах – «Нет проблем в том, чтобы человек сказал другому в день аль-ид: تقبل الله منا و منكم – такаббаля Ллаху минна уа минкум »

Передал это от него ибн Кудама в книге аль-Мугний.

Был спрошен Шейху ль-Ислам ибн Таймия как это пришло в его книге аль-Фатава аль-Кубра (228\2) :

«Можно ли поздравление в день аль-ид, и то что обычно говорят люди: عيدك مبارك

Идук мубарак (Да будет твои ид (праздник) благословенным) , и подобное этому, если у этого основа в шариате или нет? И если есть основа, то что следует говорить?»

На что он ответил:

«Что касается поздравления в день аль-ид, как например если один другому говорит если встретил его после намаза аль-ид: تقبل الله منا و منكم – такаббаля Ллаху минна уа минкум… и подобное этому, то это передано от группы сподвижников, то что они делали это и разрешили это имамы, такие как Ахмад и другие.

Однако сказал Ахмад: «Я не поздравляю первым, и если кто то поздравил меня первым, то я отвечу ему.»

И это потому что ответ на приветствие – обязателен.

Что же касается первым поздравлять, то нет на это приказа в сунне, и также это не запрещено. И поэтому кто сделает это, то у него есть пример, и тот кто оставит у него также есть пример. Аллах знает лучше».

Был спрошен шейх Усеймин: «Каково положение поздравления с аль-идом? И есть ли у этого конкретная форма?»

На что он ответил:

«Поздравление с аль-идом разрешено. И нет для этого определенной формы, однако то что будет в традиции людей (поздравлением), то это будет разрешено, если в этом нет будет греха …..»

Также он сказал:

«Поздравление с аль-идом, его совершали некоторые сподвижники- да будет доволен ими Аллах. И даже если предположить что они этого не делали, то это сейчас стало традицией к которой привыкли люди, они поздравляют друг друга с достижением аль-ида, окончании поста, ночной молитвы…»

Также был спрошен: » Каково положение рукопожатия и обнимания после намаза(праздничного)?»

На что он ответил:

«В этих вещах нет проблемы, так как люди не делают это в виде поклонения и приближения к Аллаху, однако делают это на основе традиции, уважения, великодушия.

И пока традия людей, нет на нее запрета, то основа в этом – разрешение.»

Маджмуа Фатава ибн Усеймин 16\208\210.

عيد الأضحى ‎‎ Обряд жертвоприношения Тип Исламский иначе Курбан Байрам также Праздник Жертвоприношения Значение Кульминация Хаджа Установлен Пророк Мухаммад (صلى الله عليه وسلم) Отмечается Мусульманами в период с 10-го Зуль-Хиджа В 2008 году с вечера 8 декабря - вечер 9 декабря Празднование Мечеть Традиции Молитва в мечети, Ифтар , запрет работы, приветствие «Ид муба́рак», жертвоприношение животного. Связан с Хадж

Пра́здник жертвоприноше́ния (Ид аль-Адха ) (араб. عيد الأضحى ‎‎, англ. Eid ul-Adha , каз. Құрбан айт тат. Корбан бәйрәме , азерб. Qurban Bayramı ) - исламский праздник окончания хаджа , отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Авраама и через 70 дней после праздника Рамазан .

История

Обряд жертвоприношения

Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в Мечеть . Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Жертвоприношение в день праздника Ид-аль-Адха (Курбан-байрам) является обрядом Ислама, которому есть множество доказательств. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..молись Господу твоему и приноси жертву». Абу Хурайра передал, что Пророк (меиб) принес в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Когда Пророк закладывал одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». А когда закладывал второго, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада, его Уммы, тех которые засвидетельствовали Твое единство, и засвидетельствовали мое исполнении миссии». Пророк Мухаммад (меиб) призывал мусульман к жертвоприношению. Аиша передала слова Пророка: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения, это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздник жертвоприношения отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку .

Наиболее часто в жертву приносят барана

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке , начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего Намаза верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где Мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка , затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения.

После молитвы мусульмане которые имеют возможность принести жертву делают это. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха , Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки .

Обряд жертвоприношения

В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по Шафии - полного года), быка или корову достигших полных двух лет, верблюда достигшего полных пяти лет. Желательно чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога, или отрезано больше половины уха. Аль-Барра передал, что Пророк (меиб) сказал: «Четыре животных не пригодны к жертвоприношению - животное с явно выраженной слепотой, больное, с ярко выраженной хромотой и худое».

Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (меиб): «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки - треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Али рассказывал: «Пророк, мир ему и благословление Аллаха, велел мне проследить за жертвоприношение, разделить её мясо и шкуру, и не давать мяснику ничего из жертвенного животного. Он сказал: „Мы расплатимся с ним“».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Он учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Курбан-Байрам (араб. – Ид аль-Адха‎) – основной мусульманский праздник , отмечается 10-го зуль-хиджи и продолжается еще три дня 11, 12 и 13-го зуль-хиджи дни ташрика . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Праздник Курбан-Байрам учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, восполняют пропущенные намазы , читают Священный Коран. Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно провести в ибадате .

После полуночи (до утра) совершают полное омовение, занимаются личной гигиеной. Тот, кто участвует в обряде заклания жертвенного животного (курбан), десять дней до жертвоприношения должен не стричь волосы и ногти.

Утром, не принимая пищу, идут в мечеть для совершения ид-намаза – через 45 минут после восхода солнца (время уточняют у имама мечети). Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-Байрам (Ид аль-фитр). Накануне Ид аль-Адха и до последнего дня ташрика с захода солнца до ид-намаза, затем после каждого намаза и до азкаров по пути в мечеть читают такбир .

В день Курбан-Байрам мусульмане проявляют радость, приветствуют верующих, поздравляют их с праздником, посещают родственников, соседей, знакомых, других мусульман, принимают гостей, просят прощение за причиненные обиды и мирят тех, кто в ссоре, раздают садака , ходят в мечеть, в усыпальницы праведников и на кладбище к могилам родных.

Курбан . Заклание жертвенного животного во имя Всевышнего первым совершил Ибрахим, мир ему. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему)» (Абу Дауд). Жертвоприношение в исламе воспитывает умение творить благо для ближних во имя Аллаха: две трети мяса жертвенного животного раздают бедным, неимущим, нуждающимся и соседям. Это не магический ритуал, а предписанный обряд поклонения Всевышнему, доказывающий богобоязненность мусульман.

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным,

сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.

Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны.

Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.

Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников»

Священный Коран. Сура 22 «Аль-Хаджж» / «Паломничество», аят 34-38

Курбан может быть из трех видов животных : бараны, овцы и козы; коровы, быки и буйволы; верблюды. Предпочтительный курбан – баран или овца.

«Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в достоверном хадисе. Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-Байрам или в последующие три дня (дни ташрика) является Сунной, на которую наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рекомендовал зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное - это проявление покорности Всевышнему.