Сценарий дня толерантности для начальной школы. Сценарий на день толерантности «В мире любви, добра и красоты Сценарий мероприятия ко дню толерантности для студентов

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященнАЯ Международному дню толерантности

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К КУЛЬТУРЕ МИРА»

Краснодар 2015

РАССМОТРЕНО:

ЦМК гуманитарных

и социально-экономических

дисциплин

Протокол №____ от ______________

УТВЕРЖДАЮ:

заместитель директора

по НМР

В.А. Чекалина

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский торгово-экономический колледж»

Разработчик: М. В. Надежкина преподаватель

истории и обществознания ГБПОУ КК «КТЭК»

19. 11. 2015г, протокол №

  1. Цели и задачи внеклассного мероприятия

Цель: воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения.

Задачи:

1. знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его места в системе гражданских ценностей, историей появления праздника, посвященному Международному Дню толерантности;

2. выработка у обучающихся активного неприятия любых форм дискриминации;

3. содействие в выборе правильной модели поведения на основе анализа полученной информации.

  1. Этап подготовки мероприятия

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Оформление: центральный плакат с тезисом «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» ; плакаты, представленные обучающимися в ходе подготовки к мероприятию.

Оборудование: презентационное оборудование, ноутбук, микрофон

  1. Сценарий внеурочного мероприятия
    «Толерантность – путь к культуре мира»

Эпиграф мероприятия « Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь »

(Ас-Самарканди).

Звучит музыка песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна…».

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?

Я собака – всего лишь собака!

В голове у меня – пустота.

Но другую собаку, однако.

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова – потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают…

Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы ни было – все мы собаки.

Все мы – братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать не способны никак-

Сразу видно – чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш – не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части.

Словно он вам уже и не брат…

Борис Заходер.

В нашей стране проблема толерантности, или терпимости является особенно актуальной, т.к. Российская Федерация всегда была страной множества самобытных национальных культур, соединяла и соединяет народы Европы и Азии. Именно это позволило нам создать и многонациональное государство, и уникальную культуру, и в этом – богатство и духовная сила России. Поэтому одной из основополагающих составляющих внутренней политики нашего государства является политика по укреплению гражданского единства и созданию условий для свободного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации.

Краснодарский край – это исконно многонациональный край, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, с разным вероисповеданием, традициями, обычаями. Для того, чтобы оставаться регионом стабильности нам важно воспитывать в себе терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

ЧТЕЦ 1. 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Какова история этого дня?

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор , князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные, т.е. удобные для всех, выходы из сложившийся ситуации.

Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Правда этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.

16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности . Под в Декларации понимается « уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ». Декларация провозглашает « признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность ».

ЧТЕЦ 2. Понимание толерантности в разных языках примерно одинаковое:

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

ЧТЕЦ 3. Терпимости посвящены многие высказывания известных людей:

    Терпимость является всеобщим человеческим благом.

(И. Кант)

    Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены.

(Е. Лец)

    Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих: и себя, и другого. (древнеиндийская мудрость)

    Терпимость означает понимание собственного несовершенства. (Э. Севрус)

    Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма… (Ж. Леметр)

    Я не разделяю Ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за то, чтобы Вы могли их свободно высказать. (Вольтер)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Толерантную личность отличают такие качества как:

- уважение мнения других;

Доброжелательность;

Желание что-либо делать вместе;

Понимание и принятие;

Чуткость.

А интолерантную личность характеризуют:

Непонимание;

Игнорирование;

Эгоизм;

Нетерпимость;

Выражение пренебрежения;

Раздражительность;

Равнодушие;

Цинизм;

Агрессивность.

ЧТЕЦ 4. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.

ЧТЕЦ 1. На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

ЧТЕЦ 2 . И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

ЧТЕЦ 3.- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

ЧТЕЦ 4. – Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

ЧТЕЦ 5. Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Вывод , который можно сделать из этого стихотворения: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Наша страна, наша Родина – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к старой китайской притче:

ЧТЕЦ 6. Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Попробуем сформулировать правила толерантного общения:

    Уважай собеседника.

    Старайся понять то, о чем говорят другие.

    Отстаивай свое мнение тактично.

    Ищи лучшие аргументы.

    Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

    Стремись учитывать интересы других.

ЧТЕЦ 7. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Мирное сосуществование возможно лишь в том случае, если каждый из нас с уважением научится относиться к представителю любой этнической культуры. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

Мы должны бороться с дискриминацией людей по этническому признаку, выступать в их защиту и пытаться изменить стереотипы мышления тех, кто еще не научился толерантности.

К сожалению, в последнее время еще наблюдается рост числа случаев нетерпимости и экстремизма в мире. Получается так, что или отдельные личности или целые народы становятся объектами насилия по причине их этнической или религиозной самобытности. Такие случаи должны быть своеобразными уроками толерантности для других и, прежде всего, вызывать опасения у каждого человека.

Основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости выступают:

Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм – форма национального самосознания.

Ксенофобия – любая неприязнь к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

ЧТЕЦ 8. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Ведь истории известно огромное количество примеров проявления массового героизма воинов всех национальностей.

Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8181 русских, 2072 украинцев, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казаков, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 39 башкирцев, 32 осетина и другие.

В 1941 году геройски погиб политрук Андрухаев, адыгеец по национальности, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. С возгласом: “Русские не сдаются”, - он взорвал последней гранатой себя и окружавших его фашистов.

В 1943 году политрук Ю. Казьмин писал с фронта: “Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем её потому, что дерёмся не только за свою жизнь; мы думаем в бою о жизни мальчика – узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину ”.

Весной 1944 года в Крыму, в ауле Ашага-джали, вместе с семью русскими разведчиками в плен к фашистам попал аварец Магомед-ЗагидАбдулманапов. Русских они расстреляли, не добившись от них никаких сведений, и в ярости набросились на горца. “Ну, они русские. А ведь ты – аварец. Ты чужой для них! Что же ты молчишь?” – кричали ему. “ Мы все – русские, мы все дети одной матери – Родины! ” – гордо ответил боец.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

ЧТЕЦ 8. Сегодня, когда много наций в мире,

И мы плечом стоим сейчас друг к другу,

Нельзя играться жизнями как в тире,

Не замечая в чьём-то сердце вьюгу.

Мы разные, конечно, все снаружи,

Но в наших жилах кровь одна течет,

И в самые холодные вновь стужи,

Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех, одни и те же чувства,

И сердце одинаково стучит,

ЧТЕЦ 1. В душе должно быть всё-таки не пусто,

Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,

Но это ведь не главное для нас,

Должна создаться в мире счастья сфера,

Чтоб на лице улыбка родилась.

Я призываю всех людей планеты,

Объединиться, стать одной семьей,

И в жизни важные для каждого ответы,

Найдем, покончив с нравственной войной.

ЧТЕЦ 2. Толерантность – это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если дружбы в сердце нет!

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Международный день терпимости должен быть признан всеми людьми, населяющими нашу планету, поскольку многообразие верований, языков, народностей – это богатство людей, населяющих нашу планету, но ни в коем случае не угроза друг для друга. должен получить сегодня каждый человек, тогда он будет стремиться быть терпимым к людям, относиться к ним с уважением и почитанием, тогда и он, в свою очередь, никогда не станет объектом ненависти, нетерпимости. Мы должны призвать всех людей особенно в этот день к толерантному отношению друг к другу во имя мира на нашей планете. Поэтому, ВСЕХ ВАС С ПРАЗДНИКОМ!

Татьяна Малиновская

Цель: -

Обобщение, систематизация информации о доброте, милосердии, взаимопонимании.

Формирование чувства уважения к другим людям.

Задач и:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

2. Развить творческий потенциал детей.

3. Воспитать любовь и уважение к людям, умение общаться и жить в социуме.

4. Обобщить понятие «Мы все разные, но мы вместе!»

5. Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и знания, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Предварительная работа та:

1. Беседы на тему «Мы все разные»

2. Знакомство с разными национальностями.

3. Аппликация, оригами «символ толерантности»

4. Конкурс рисунков «Мы дружные ребята!»

Ведущ ий:

Ребята, мы сегодня собрались в нашем зале, чтобы разобраться, что же такое толерантность.

Как вы понимаете слово толерантность? (выслушать ответы детей)

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

А сейчас давайте поприветствуем друг друга.

Я попрошу встать девочек. Посмотрите какие у нас замечательные красивые девочки, поприветствуем их (похлопаем в ладоши)

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите какие сильные, мужественные у нас мальчики, поприветствуем мальчиков.

А сейчас я попрошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (разные)

Ребята, все мы разные, но мы ходим с вами в один детский сад, отмечаем вместе праздники, любим мороженое и конфеты. Все мы живем в одной стране. Мы разные, но мы вместе!

А чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Толерантность – это доброта.

Ребенок:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце светит –

радуются взрослые и дети.

Ведущий:

Ребята, в какой стране мы все с вами живем?

Мы с вами живем в прекрасной, красивой стране, где много березовых рощ, лесов, рек, озер

Стихотворение про Россию

Давайте поиграем с вами в русскую народную игру «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Проходите детвора

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз - прощается

Второй – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ведущий:

Ребята, понравилась вам русская народная игра? А хотите поиграть в другие народные игры?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, познакомиться с жителями других стран. С нашими соседями. И узнаем в какие игры играют там дети.

Вы готовы отправиться в путешествие?

Мы с вами поедем на автобусе. Устраивайтесь поудобнее и в путь.

Песня «В автобусе» (выполнение движений под музыку)


Вот мы с вами и добрались и оказались в Эстонии, посмотрите как красиво! (слайд пейзажа Эстонии)

(звучит народная эстонская музыка)

В Эстонии нас встречают эстонцы в своих народных костюмах. А так как у нас путешествие спортивное. Давайте познакомимся с эстонской народной игрой….

Игра - Сторож (Рынгу)

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.

Правила игры.

Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.


Гостеприимная Эстония прощается с нами, мы пересаживаемся на поезд и отправляемся дальше в путь…

Вставайте друг за другом «паровозиком»

Песня «Мы в поезде» (дети проходят «змейкой» по залу)

Местность поменялась, показалось море. И нас встречает Украина.

(звучит украинская народная музыка)

Нас встречают жители Украины в народных костюмах….

Познакомимся с народной украинской игрой.

Игра -Перепелочка

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:

Ой, у перепелочки да головка болит -

все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища.

На припев:

Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая -

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются.

На слова:

Ой у перепелочки да коленки болят -

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются.

Ведущий продолжает:

Ой у перепелочки крылья не болят, -

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.


Скажем друзьям из Украины Спасибо! За гостеприимность и отправляемся дальше в путь…. Нас ждет теплоход, на котором мы продолжаем путешествие.

Музыка природы (Звук моря (под музыку дети выполняют движения)


Посмотрите, ребята, как изменился пейзаж за бортом. Нас встречают горы и солнечная страна Грузия.

(звучит грузинская народная музыка).

В Грузии живут грузины – настоящие джигиты, смелые, ловкие.

Давайте поиграем в народную грузинскую игру

Игра - Конное поло (Цхенбурти)

Игроки делятся на две команды, по пять-шесть человек в каждой, и строятся в колонны у стартовой линии. Команды играют поочередно, у каждого игрока мяч малого размера. Игрок первой команды по сигналу скачет на лошади (палке с изображением головы лошади) вдоль линии метания и на ходу старается попасть мячом в один из начерченных кругов, после чего скачет до линии финиша и останавливается за ней. Игру продолжает второй игрок первой команды и так далее, пока все игроки не выстроятся в колонну за финишной линией. Затем в игру поочередно вступают игроки второй команды также выстраиваются в колонну за линией финиша. При повторении игры всадники скачут в обратном направлении и вновь выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг дает команде одно очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Мы прощаемся с добродушной Грузией и отправляемся снова в путь.

Теперь нас с вами ждет воздушный транспорт, белокрылый самолет.

Песня «Летают самолеты в облаках» (дети выполняют движения под музыку)

Мы с вами прилетели на территорию нашей страны, в республику Татарстан. Нас встречают татары.

(звучит татарская мелодия)

В какие же игры играют татарские дети?.

Игра -Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на две команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).



Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора прощаться с Татарстаном и отправляться домой в Россию. Пересаживаемся снова на автобус и отправляемся в путь. А чтобы нам было повеселее в пути наши друзья из 4 группы споют веселую песню.

Песенка друзей.

Вот мы и вернулись домой, на Родину. В нашей большой стране живут люди разных национальностей. Россия –дружная семья народов! А чтобы всем нам было хорошо мы должны совершать добрые дела, дружить и тогда в нашей стране и во всем мире будет мир.

Танец «Аист на крыше»


Пришло время сказать друг другу «До свидания»

Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

(дети дарят друг другу подарки – символы дружбы, сделанные своими руками)




СЦЕНАРИЙ Интернационального фестиваля, посвященного Международному дню толерантности (для учащихся 2-9 кл.)

Форма проведения: интернациональный фестиваль, посвященный Международному дню толерантности.
Цель: Формирование учащихся толерантности мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Задачи:
1. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
2. Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
3. Формировать познавательный интерес учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, аудио-видеовоспроизводящая аппаратура
Оформление: на сцене плакат, гирлянда из флагов стран участниц фестиваля, шары, лозунг «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!».
Муз. оформление: фанфары, фонограмма песен «Ведь мы ребята семидесятой широты», «Родина моя», фонограмма припева песни «На воздушном шаре».
Список литературы
1. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 4
2. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
3. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
4. Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс]

Список приложений:
1. Фото плаката
2. Презентации о странах-участницах фестивалях (текст, презентация в Презентация OpenDocument (.odp), музыкальные фрагменты народных песен и танцев).

Звучат фанфары, на сцене учащиеся 7 кл.
1. С нами дружба и песня рядом
И знакомый звучит мотив.
И стартует агитбригада,
Молодежный наш коллектив.
И мы все вместе сейчас со сцены,
Доложим вам без суеты.
О том, что видит, да-да,
Агитбригада, да-да,
С семидесятой широты.
Уч 1 : На сотни тысяч километров раскинулись просторы нашей необъятной страны, тянущиеся вдоль рек и озер леса и поля, кладовые железа и угля, то есть все то, что мы Родиной зовем.
Уч 2: Наша Родина большая и на свете лишь одна
Где же есть еще такая необъятная страна
Уч 3: Жизнь у нас, в стране свободы светлой радости полна
Крепкой дружбою народов наша Родина сильна!
Уч 4 : Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.
Уч 5: В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Уч 6: В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, не заслуженно обидели.
Уч 7 : Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Уч 1: Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательнее к любому человеку, с которым вступили во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг - это и будет проявление доброты, милосердия и толерантности.

Уч 2: Традиция празднования Международного дня толерантности или Дня терпимости началась еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН и посвящен он принятой в 1995 году Декларации Терпимости В Париже участники 28 конференции ЮНЕСКО - а это 185 стран приняли Декларацию принципов толерантности.
Уч 3: Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Уч 4: День толерантности проникнут идеями национального согласия, сплочения, дружбы между народами.
Уч 5: Словно птица в небе синем
Распахнувшей два крыла,
Мы твои родные дети
Ты на радость нам дана,
Уч 6 : Немцы, русские, узбеки,
И казаки и мордва,
Проживаем в добром мире,
Как на дереве листва.

Уч 7: И еще десятки разных наций, сел и городов!
Это день наш, общий праздник!
Край добра- наш общий дом.
Уч 1: Праздник призван напомнить нам о том, что мы, должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
Уч 2: И сегодня, в преддверии праздника Международного дня толерантности мы приглашаем Вас на фестиваль дружбы народов. Каждый человек живущий на планете Земля, любит свою страну не только за ее успехи на мировой арене, но и за родные края и леса, реки и поля.
Уч 3 : У каждой страны есть история создания, символы государства: герб, гимн, флаг, а также свои обычаи и традиции.
Уч 4: Велика наша планета. Много народов населяют ее, и у каждого из них есть свои национальные песни, стихи и танцы.
Уч 5: И мы помним, что каждый из нас, в ответе за планету, на которой мы живем.
Уч 6: И сегодня нам выпала возможность совершить путешествие по странам, которые внести свой вклад в построение цивилизованных отношений между государствами.
Уч 6: А для того бы наш корабль шел верным курсом, необходимо, чтобы слились воедино дружба, творчество, взаимопонимание, благосклонность и уважение друг к другу.
Уч 7: может быть это путешествие покажется вам необычным
Уч 1: Сегодня вы увидите разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов - настоящую радугу. Для это нам не понадобиться дождь.
Уч 2: А помогут создать нам это разноцветье - воспитанники школы - интерната «Надежда». Итак, мы начинаем, приготовились,
Все вместе: Полетели
Вед 1: Сейчас нам предстоит отправится с вами в Соединённое Королевство Великобритании, и поведать о ее достопримечательностях.
Вед 2: Нам приятно будет услышать короткий, но интересный рассказ наших гидов об этой замечательной стране.
Презентация о Великобритании (уч-ся 3 кл.)
Вед 1 : Англичане с пристрастием относятся к установленным правилам и традициям. Они свободны в общении, объединяя пение и игру, и сейчас мы предлагаем вашему вниманию известную английскую детскую песенку.
(творческая работа)
Вед 2 : Британцы не изменяют своим принципам, они любят лёгкую музыку и с удовольствием наслаждаются ею.
(творческая работа)
Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
Вед 1: От южного Урала до Алтая, где расцветает в яблонях весна
Лежит страна от солнца золотая, чуть больше Англии она
Вед 2: Урожая обняв золотой океан,
Величаво раскинулся Узбекистан.

Презентация Республики Узбекистан (уч-ся 2 кл.)

Вед 1 : Ребята, может быть это путешествие покажется необычным. Восток-край таинственный и манящий, и, наверное самое притягательное в нем-это бескрайние песчаные дюны, но как же по ним путешествовать? В народе говорят: - «Восток-дело тонкое..», а у нас Восток-страна сказок. Встречайте героев узбекской народной сказки.

Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих

Вед 2: Совершая путешествие вдоль берегов Панамского перешейка, мы видим, что очертания Южной Америки, просты и изящны. Географы очень часто сравнивают ее с гроздью винограда, самой яркой является – Аргентина, с палящими и жаркими лучами тропического солнца.)
Презентация Аргентины (уч-ся 6 кл)
Вед 1: Аргентинцы гордятся своими национальными традициями они: приветливы, очень эмоциональны, их темперамент отражается не только в разговоре, мимике и жестах но и в Аргентинском танце.

(творческая работа)

Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
Вед 2 : Сейчас нам предстоит отправиться с вами в путешествие по Германии. Ее всю пронизывает густая сеть рек, самая любимая из них Рейн, ее название часто упоминается в народном творчестве, которое передает всю красоту и своенравный характер не только этой реки но и страны в целом.
Презентация Германии (уч-ся 7 кл.)
Вед1: Поскольку немцы расчетливы и бережливы, их отличает любовь к организованности и порядку. Они имеют привычку расписывать всю свою жизнь по дням и часам, что мы и услышим сейчас в незатейливой немецкой песенке.

(творческая работа)

Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих

Вед 2: Наше путешествия продолжается. Пролетая, над Восточной Европы, мы видим что на пересечении транспортных путей из Европы в Азию, находится Украина. Ее плодородные земли, национальный колорит, могут сравниться только с букетом прекрасных цветов. На юге она омывается Черным и Азовским морями, которые привлекают нас своей красотой.

Презентация Украины (уч-ся 8 -9 кл.)

Вед 1: Известные исследователи отмечали, что Украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру и гуманизм. Особенно ярко это проявилось в народном творчестве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций в этой стране можно встретить очень много интересных и талантливых людей. В чём вы сейчас и убедитесь.

(творческая работа)

Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
Вед 2 : Пролетая над высокими массивами горного Кавказа, можно увидеть большое количество темно-хвойных и пихтовых лесов, санаториев, пансионатов и туристических баз. Многие утверждают что географическое положение Дагестана определили особенности этого гордого и независимого народа. Давайте послушаем рассказ наших гидов об этой стране.

Презентация Дагестана (уч-ся 5 кл.)

Вед 1: Город Дагестанские огни, родом из которого этот молодой и энергичный джигит, одни из многих городов республики Дагестан. Это район древнего поселения, коренные жители которого за пределы региона выезжают очень не охотно. Это следствие традиций и многодетности семей. Табасаранцы, народ, который гордится своей страной, ее национальными традициями.

(творческая работа)
Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
Вед 2: Совершая свой полет над Российской Федерацией мы видим, что она обладает природным, экономическим, и научным потенциалом, через ее территорию осуществляются экономические, транспортные и информационные связи многих суверенных государств содружества, не граничащих друг с другом.
Презентация России (уч-ся 4 кл.)
Вед 1 : Когда мы говорим о России, нельзя не вспомнить прелесть русской природы и увидеть вокруг себя вечную красоту, воспетую поэтами и художниками и с этим нельзя не согласиться.
(творческая работа)
Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы участники агитбригады выходят на сцену.
На мелодию песни «Ведь мы ребята семидесятой широты» звучат слова:
С нами дружба и песня рядом
И знакомый звучит мотив
Рассказали, как в интернате
Молодежный живет коллектив
И мы все вместе, сейчас со с цены
Доложим Вам без суеты
О том что видели, да
Наши ребята, да-да
С семидесятой широты

Уч 1: К сожалению, наше путешествие подошло к концу, сейчас наша страна только встает на ноги, она молода и многое еще впереди.
Уч 2 : И нам предстоит сделать все, что сделать все, чтобы Родина наша была счастливой
Уч 3 : И люди, живущие на планете Земля, принимали окружающих такими, какие они есть, проявляли милосердие и терпимость.
Уч 4:
Толерантность - слово иностранное
Но для всех понятное давно,
Будь терпимей к дальнему и странному
Отстраненным, будто-бы в кино.
Уч 5: Речь здесь не идет о равнодушии
И о черствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом, нам совсем не повредит.
Уч 6: Будь терпимым ко всему иному
К вере, взглядам, мыслям и одеждам.
И тогда, пожалуй, ясно всякому
Тихая затеплится надежда.
Уч 7:Что мы можем жить, такие разные
В этом мире вечного вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения
Уч 1: Пусть спорится доброе дело соединяя сердца
Пусть дружба объединяет и страны и города.
Уч 2:И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
И к людям большой планеты успех и любовь придет.

На фонограмме песни «Родина моя» звучат слова:

Вед 1, 2, 3, 4 (по очереди): Я, ты, он она
Вед вместе: Вместе дружная семья!
Вед 5,6,7,8,9 (по очереди): Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных
Вед вместе: Дружных и веселых, в городах и селах!

На фоне песни «Родина моя!» на сцену выходят все участники фестиваля.

Сценарий мероприятия « На планете - толерантность »

Слайд 1

Ведущий 1. Мы сегодняшнюю встречу посвятим - Международному дню толерантности.

слайд 2
Ведущий 2: «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность”.

слайд 3
Ведущий 1: А что оно означает, знаете?

(выслушать мнение)
Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?
(выслушать ответы)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов?

(выслушать ответы)

Хорошо или плохо, что все мы разные?

(выслушать ответы)
Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга.

слайд 3
Ведущий 2:
А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Ведущий 1: Что такое толерантность?
слайд 4
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
слайд 5
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
слайд 6
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ведущий 2: слайд 7
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

Ведущий 1: слайд 8
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

Ведущий 2:
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Ведущий 1: слайд 9
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Все – мы разные, все мы – равные!

Ведущий 2:
Мы живём в многонациональной стране.

Ведущий 1: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
слайд 10
Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.
слайд 11
У нас в стране чаще всего «выращивают» дерево толерантности, на листьях которых дети также оставляют свои пожелания и рисунки. И мы сейчас с вами вырастим дерево толерантности. Оно покроется разноцветными листьями в виде ладошек, которые сохранят ваше тепло.

Ведущий 2. слайд 12, 13
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Теперь попрошу всех встать. Затем положите правую руку соседу на левое плечо, а левую руку поднимите вверх и по моей команде хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Ведущие (вместе):

Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живет по-другому,
Но дверь в его дом открыта любому,
Любому, готовому быть толерантным!

песня «Мы дети твои, Россия»

В 21 веке очень остро стоит вопрос о воспитании людей, умеющих искренне дружить, сопереживать и помогать нуждающимся. К сожалению, на данный момент ситуация в стране обратная: чаще всего можно столкнуться со злом, непониманием, насмешкой и угнетением личности.

Для того чтобы воспитать полноценного человека, учителям приходится проводить колоссальную работу с детьми, особенно в начальной школе, поскольку закладка всех социально значимых сторон личности происходит именно в раннем детском возрасте. В более старший период развиваются уже заложенные нормы поведения.

В школе - это мероприятие большой социальной значимости. Его подготовка и проведение требуют от учителя максимальной ответственности.

Какие формы работы возможно использовать?

День толерантности в школе необходимо проводить вне зависимости от возрастной категории. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с детьми:

  • классные часы;
  • беседы;
  • игровые программы;
  • занятия кружков;
  • внеклассные мероприятия;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми.

В данном вопросе можно использовать широкий спектр учительской фантазии, главное, чтобы в итоге из учеников выросли настоящие личности.

Когда нужно проводить мероприятие?

Официально Днем Толерантности объявлено 16 ноября. Данный праздник относится к разряду международных, и поэтому у каждого классного руководителя он должен быть включен в Дни толерантности в школе не обязательно приурочивать именно к определенной дате, их нужно проводить как можно чаще, особенно, если обстановка в классном коллективе этого требует.

Невозможно добиться успеха при построении воспитательного процесса только в авторитарном режиме. Педагогу необходимо уделять большое внимание общению межличностного характера:

  • взаимодействию учащихся со сверстниками в классном коллективе и в параллелях;
  • общению ребенка с младшими по возрасту детьми.

Это проводится с целью объективной оценки ситуации. Чтобы провести запланированное мероприятие «День толерантности» в школе, каждому педагогу предстоит сложный, но интересный период его подготовки, который включает в себя не только организационные моменты, но и психологическое изучение классного коллектива.

Целеполагание мероприятия

Любое мероприятие, проводимое в образовательном учреждении, должно иметь строго поставленные цели и задачи. Они в обязательном порядке включаются в сценарий. День толерантности в школе может иметь следующие цели:

  • познакомить учащихся с самим понятием;
  • способствовать развитию у детей взаимоуважения и доброжелательности;
  • выработать у школьников чувство терпимости по отношению к людям и обществу в целом;
  • способствовать развитию критической самооценки (умению правильно делать анализ своих мыслей и поступков);
  • способствовать возможности обучения детей другой культуры в российской школе при уважительном отношении к его религиозной вере и традициям.

Хотелось бы заметить, что не нужно стремиться все цели включить в одно мероприятие. Лучше всего их выполнять постепенно, поскольку не всегда первоклассник может понять то, что объяснимо выпускнику начальной школы. Как и в любом другом процессе образования, толерантность необходимо развивать от простого к сложному.

Предварительная работа по подготовке к мероприятию, посвященному толерантности в начальной школе

Чтобы правильно выбрать и поставить цель, для начала педагогу необходимо выявить, как проявляется внутри коллектива толерантность. К можно подготовить тестирование, которое покажет, насколько ребята осознанны в этом направлении.

Основываясь на результатах, учитель приступает к разработке. Безусловно, сейчас в интернете можно найти их великое множество. Но необходимо помнить, что каждый класс отличается своей индивидуальной характеристикой, невзирая на общую принадлежность учащихся к одной возрастной группе.

Для того чтобы провести мероприятие с наибольшей пользой, необходимо максимально продумать его ход, обстановку, приглашенных, музыкальное сопровождение, задания, конкурсы и викторины, соответствующие тематике.

Предварительно, до проведения праздника «День толерантности» в школе, следует организовать работу с родителями по заданной теме, в ходе которой необходимо напомнить, что дети воспитываются не только в стенах учебного заведения, но и в социуме. Поэтому нужно призывать мам и пап к использованию нормативной лексики при общении.

Праздник в начальной школе

Программа "Дня толерантности" в школе должна быть насыщенной, вызывать у детей множество положительных эмоций, стимулировать ребят быть воспитанными и терпимыми на протяжении всей жизни, а не только один день.

При проведении мероприятия необходимо использовать разнообразные приемы:

  • "эстафета". Прием поможет научить детей взаимодействию в группе;
  • "взаимопомощь". В данном случае необходимо показать важность помощи товарищу или близкому человеку;
  • "рассказ о себе". Здесь основой может служить как знакомство с личностью ученика, так и возможность проведения анализа и самоанализа на примере рассказанной определенной ситуации;
  • "общение по правилам". Данный прием поможет развить навыки культурного поведения и употребления культурной лексики. Ребята учатся, как правильно согласиться или отказаться от предложения, что-то попросить, ответить на вопрос, что нужно говорить при встрече и прощании;
  • "общее мнение". Прием заключается в выслушивании мнения каждого ребенка, а затем обучении их обобщению с выделением значимых критериев.

Каким может быть сценарий «День толерантности» в школе?

Педагогу стоит заранее спланировать все шаги проведения мероприятия. Начинать стоит со вступления. Учитель рассказывает о важности дня толерантности. Может быть подготовлена презентация. Педагог будет использовать заранее подготовленые слайды с изображением различных народностей. Ведь уважительное отношение к чужой ментальности - важный аспект толерантности. Помочь в подготовке слайдов учителю могут ребята.

Продолжить мероприятие можно викториной или обсуждением важных вопросов, посвященных толерантности. В заключение учащиеся совместно с педагогом приходят к общему выводу.

Анализ внеклассного мероприятия в начальной школе

Пожалуй, одним из самых главных этапов является проведение Каждым педагогом данная процедура должна быть проделана трижды.

В начальной школе «День толерантности» подлежит обсуждению:

1) с учащимися класса, для выяснения их отношения и выявления положительных сторон;

2) с родителями на классном собрании, для определения плюсов и недочетов мероприятия.

Огромное значение имеет самоанализ для объективной оценки мероприятия, которая должна быть доведена до педагогического коллектива на ближайшем собрании.

Педагогическая копилка классного руководителя должна содержать в обязательном порядке разработки мероприятий с подробным их анализом, среди которых особое место занимает сценарий «День толерантности в начальной школе».

Послесловие

Каждому человеку необходимо помнить, что воспитание детей лежит не только на плечах учебного заведения, но и на всем обществе в целом. И от того, как будут воспитаны дети, зависит их жизнь через ближайшие 10 лет. Ошибки врачей видны сразу, а ошибки педагогов становятся заметными с течением времени.